Войска Врангель, Пётр Николаевич барона Врангеля блокированы в Крым Крыму. РККА Красная армия готовит наступление. 
вот умер Янковский Олег и хочешь не хочешь надо подводить итоги... лучшим его фильмом был "Служили два товарища" - остальное все мельче и зауряднее... он всегда располагал к себе своей внутренней обособленностью от мира в свои собственные переживания но он не был так гениален как Чурикова или Ролан Быков или Куравлев чтобы играть вопреки среднему уровню режиссуры сам по себе гениально и все-таки один раз ему повезло... но не тогда когда снимался у Тарковского - заумная неясность ружиссуры не могла расскрыть гения актера и не в "Полетах во сне и на яву" т.к. приключения человека "ни то ни се" ничего и имеют в результате несмотря на обаяние и внутреннюю самостоятельность ... "Обыкновенная сказка" и "Барон Мюнхнгаузен" Захарова остроумны но не великое искусство - но партнерство с гениальным Роланом Быковым - вызвало и в ответ содержательную равно-гениальную игру Олега Янковского - он в этом фильме безукоризненен и это великое счастье для актера хотя бы одним фильмом войти в историю Кино с большой буквы а для зрителя увидеть максимальную человеческую глубину актера...

сюжет по Википедии и его обширное интервью
Первые числа ноября 1920 года. Идёт гражданская война. Войска барона Врангеля блокированы в Крыму. Красная армия готовит наступление.

Анатолий Папанов и Олег Янковский
Бойца Красной армии Некрасова (Олег Янковский), который когда-то был фотографом вызывает командир полка (Анатолий Папанов) и поручает ему с помощью выданной ему трофейной кинокамеры «Дебри» снять с аэроплана расположение вражеских войск в районе Перекопа. Некрасов хочет отказаться, так как он не знает киносъёмочную технику, но командир полка настаивает, а начальник штаба поясняет Некрасову, что за неисполнение приказа он предстанет перед трибуналом. В помощь Некрасову придают бывшего командира роты Ивана Карякина (Ролан Быков). Карякин разжалован в рядовые за то, что собственоручно убил так называемого военспеца, то есть бывшего офицера царской армии.
- «Служили два товарища» на сайте «Кино России»
- «Служили два товарища»(англ.) на сайте Internet Movie Database
его интервью Голос Олега Ивановича Янковского звучит в эксклюзивном интервью, которое актер, часто приезжавший во Францию, дал парижскому корреспонденту "Известий" Юрию Коваленко.
Вас называют на Западе русским Делоном...
- Люблю Делона, особенно в "Рокко и его братьях". Нет, до его уровня я не дорос. Отношусь к себе в достаточной степени с юмором и критически. Ибо мы, русские актеры, представлены в несколько другой упаковке и находимся с французами в разных весовых категориях. Конечно, хотелось бы, чтобы меня знали во Франции так же, как Делона, но, к сожалению, российского кино здесь очень мало.
Однако во Франции вас помнят по выступлениям на сцене.
- Да, я позволил себе здесь роскошь - полгода играл в театре, не зная французского. Такое только российский актер может отчебучить. В международной труппе, собранной известным режиссером Клодом Режи, мы играли английскую пьесу. Это поучительно, но все-таки нельзя выступать на чужом языке с просто заученной ролью, не ощущая менталитета страны. Нет, чудес не бывает. Михаил Чехов, великий актер, но и он в Америке не состоялся. Артист должен играть в своем Отечестве.
Что, с вашей точки зрения, отличает российского актера от западного?
- Есть две лучшие в мире актерские школы - российская и английская. Игра происходит как бы изнутри - это психофизические действия, тогда как другие школы основываются на представлении. Хотя лучшие актеры таких школ - например, Бурвиль и Тото - просто замечательны. Но у русских больше идет через нервы и чувства...
Некоторые ваши коллеги убеждены в том, что актер театральный и киноактер - две разные профессии. Вы согласны с ними?
- И да, и нет. Если актера кино, который не знает театра, сразу поставить на подмостки, то, наверное, у него не получится. Что же касается хорошего театрального актера, то он может замечательно сниматься в кино - таких примеров в России много.
Сам вы актер послушный или строптивый?
- Не то и не другое. И строптивым не хочется себя называть, но и соглашателем тоже. Я для себя сформулировал простую вещь: одна из необходимых вещей для актера - это умение принадлежать. Я не хочу сравнивать лицедейство с древнейшей профессией, но это где-то рядышком. Согласиться на роль, а потом разрушить взаимоотношения и, стало быть, и ткань картины - безнравственно. Если уж ты пришел, будь любезен стать соавтором.
Импровизация - ваша сильная сторона?
- Кадр, которым я горжусь, - это чистая импровизация. Нет текста, а есть только история, несколько абстрактная - рождение человека и его смерть. Я имею в виду проход со свечой в "Ностальгии" у Тарковского. Триста метров - без помощи режиссера, перебивок и т.д. - только камера и актер. Это внутренняя импровизация, импровизация нервной системы, психики, биоэнергетики.
Кто из режиссеров, помимо Тарковского, произвел на вас сильное впечатление?
- Я счастливый человек, работал со многими - и все они разные. У Тарковского авторское кино, и существовать в его стилистике было очень сложно. Я с радостью вспоминаю Марка Захарова в кино - в театре он совершенно другой. У меня счастливые картины "Обыкновенное чудо", "Мюнхгаузен", а также "Полеты во сне и наяву", "Поцелуй", "Служили два товарища". Наконец, прекрасный режиссер Швейцер, с которым я сделал, возможно, свою лучшую работу - "Крейцерову сонату". Постановщиков много, и нельзя сказать, с кем было уютнее и прекраснее. Наверное, в этом и есть прелесть кинематографа.
Происходит ли эволюция актерского ремесла? С молодыми актерами вы из одного теста или новое поколение уже другое?
- Конечно, время привносит что-то новое в технику. Каждое поколение говорит на своем языке. Шутки одного поколения, к примеру, не очень понимаются другим. Ну а талант остается - это дело Божье. Это твоя нервная система, интуиция, Богом заложенная энергетика. В народе говорят: "Он не заразительный", то есть выходит на сцену, а через рампу "не переходит".
У вас самого есть любимый актер?
- Не один, а много. Начиная от Луспекаева, Евстигнеева, Бабочкина, который "Плотницкие рассказы" Василия Белова так читал, что я от телевизора оторваться не мог. Если брать западных, то я назвал бы лучшие работы Хэкмана, Де Ниро, а также Депардье - не раннего, а теперешнего, заматеревшего.
Вы перечислили иностранных актеров, которые сделали мировую карьеру. Вам не обидно, что вы - человек не меньшего, а может, и большего таланта - остались в национальных рамках?
- Обидно. У нас не было таких возможностей. Не было института звезд. В нас не вкладывали, и мы прорастали, как растения через асфальт. Лучшие западные актеры в итоге становятся бриллиантами. Русские же таланты так и остаются необработанными алмазами. В этом плане в творческой профессии редкие исключения составляют музыканты, художники, артисты балета.
Вам не хотелось бы попробовать себя в качестве режиссера?
- Хотелось бы. Но чувство ответственности сдерживает. Потому что в собственном качестве мною многое сделано, а опуститься на одну-две ступеньки ниже... Хотя и должен быть момент какого-то риска под лозунгом российского "авось!".
В чем, на ваш взгляд, причина такой стабильности вашего успеха и колоссальной популярности? За что же вас так любят и режиссеры, и зрители?
- Кто знает? За это можно только благодарить судьбу - с этой мыслью надо вставать и ложиться, а ответить на этот вопрос не могу.
Вы по природе своей фаталист или боец?
- К сожалению, не боец. Может, это мне и мешает. Сегодня самое время вступить в какую-то борьбу, и с моими возможностями - именем, имиджем - можно, наверное, добиться многого. Но я избалован в этом смысле судьбой, которая за меня решала многие вопросы. Меня часто спрашивали: "Олег, какую роль ты хочешь сыграть?". Я до сих пор не в состоянии ответить, потому что никогда не ставил такой задачи перед собой, ибо судьба ее решала за меня: "Олег, хочешь Гамлета? Пожалуйста, сыграй его. Хочешь князя Мышкина? Пожалуйста! Хочешь у Тарковского сниматься? Пожалуйста!". (Роль князя Мышкина Олег Янковский исполнил на сцене Саратовского драматического театра. - "Известия")
То есть вы баловень судьбы?
- Не знаю, "баловень" ли это называется. Может, и по-другому. Баловень - временное дело. Мне же судьба благоволит достаточно долго, и я стучу по дереву... Помню, как в 1982 году я одновременно снимался в "Полетах во сне и наяву", "Влюблен по собственному желанию" и в "Ностальгии". Как это пережить? Такой взлет - с ума сойти! На все вкусы - хотите интеллектуальное кино, хотите массовое.
А вы сами какое кино предпочитаете - массовое или интеллектуальное?
- Вообще-то артист - все-таки профессия для масс. Хотя приятно, когда ты появляешься и в интеллектуальном фильме. Но Евгений Павлович Леонов, который играл алкашей и разных чудаков, был любимцем народа и определял уровень духовности. Вот что это такое, объясните мне. Случается, когда паришь над профессией и привносишь что-то такое, становишься миссионером.
И тогда артист без всякого звания становится народным?
- Народных было много, но один почему-то парит над нами, а другой просто хороший актер. Порой наступает момент, когда выходишь на сцену и думаешь: что же ты при огромном стечении народа валяешь дурака? Бывает и другое: вдруг такая тишина в зрительном зале. Видишь: сидит умудренный опытом интеллектуал, который плачет вместе с тобой. И понимаешь, какая у тебя замечательная профессия. Как странно - иногда стыдно за нее, иногда, напротив, она кажется прекрасной.
Последней работой Олега Янковского была роль митрополита Филиппа в фильме Павла Лунгина
Плачьте, господа... Умер Олег Янковский
"Российская газета" - Федеральный выпуск № 4914 (90) от 21 мая 2009 г. Ирина Корнеева. Версия для печати
Он учил нас всегда улыбаться. Сам умел оставаться джентльменом в любой ситуации в жизни и повелителем в любой роли на сцене.
Он был тем самым Мюнхгаузеном из фильма "Тот самый Мюнхгаузен", который вселял в человечество веру - что есть на земле человек, знающий все, а потому способный рассудить всех и уйти красиво. Он учил нас влюбляться по собственному желанию, летать во сне и наяву, уметь носить в себе и справляться с чувством ностальгии, жить в домах, который построил Свифт, сражаться с драконом и убивать его прежде всего в себе самом, - заключенном внутри человека. Он объяснил все про поколение детей нашей потерянной и разбросанной по миру интеллигенции, сыграв в "Полетах во сне" современного Протасова и Печорина вместе взятых и объяснив их душевные муки. В любой эпохе - чеховской, петровской, или же сегодняшней, он как актер был предельно убедителен - казалось, после него уже невозможно было больше ничего добавить к любой сыгранной им роли...
Еще совсем недавно невозможно было поверить, что болезнь не отступит. Теперь в голове отказывается укладываться мысль, что он ушел от нас так рано: ведь в том, что на роду ему было написано только 65 лет, есть величайшая жизненная несправедливость. Как будто судьба не могла взять и хотя бы раз сделать исключение - подарить ему еще немного жизни.
Казалось, так это обязательно и случится, когда в телефонных разговорах он подбадривал друзей (именно он их в первую очередь, а уж потом приходил их черед - обратной последовательности он не допускал), и в висках стучала фраза его барона Мюнхгаузена "Смейтесь, господа!". Хвори были темой запретной, а творческие планы на будущее строились вполне оптимистичными и совсем не наигранными интонациями. Иных он не допускал. Можно было представить, чего это ему стоило... И когда он вышел в "Женитьбе" в Ленкоме (как оказалось, в последний раз), все молились, что раз сцена лечит, ну его то уж она обязательно вылечит! Ну как же иначе-то?!..
И тут просто какой-то черный театр абсурда - рядом с именем Олега Янковского и датой его рождения - 23 февраля 1944 года вписывается вторая - финальная и итоговая - 20 мая 2009 года. И страшное сообщение, что прощание с Олегом Ивановичем и гражданская панихида состоятся в пятницу, 22 мая, в театре "Ленком", а отпевание - в храме Николая Чудотворца в Хамовниках. И место захоронения - Новодевичье кладбище. И перечень его наград - народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и России, кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством II второй степени и так далее, - к которым если и будет теперь что-то прибавляться, то только посмертно. И список его киноролей более чем из ста фильмов, в котором в последних строках - "Без вины виноватые" Глеба Панфилова, "Стиляги" Валерия Тодоровского, "Анна Каренина" Сергея Соловьева и "Царь" Павла Лунгина, - картина, в которой герой Олега Янковского Митрополит умирает в страшных мучениях... И понимание, что этот список уже больше никак и никогда не может пополниться.
Так бывает. Когда вдруг во время спектакля на сцене внезапно гаснет свет, и все - и актеры, и зрители - оказываются в состоянии невесомости. Когда ни вздохнуть, ни шевельнуться, ни понять, что делать дальше...
Марк Захаров, художественный руководитель театра Ленком:
- Олег Янковский был не только прекрасным актером. Он был строителем и созидателем нашего театра. В 1973 году, когда я был назначен его главным режиссером, Олег вместе со мной взвалил на себя организационный и этический груз по созданию нового Ленкома, который в последние годы перед нашим приходом ничего интересного из себя не представлял. Это он привел в театр Инну Чурикову, Андрея Тарковского... Мы организовали ту питательную среду, в которой вырастали новые интересные актеры: Николай Караченцов, Саша Абдулов, которого мы взяли с четвертого курса ГИТИСа.
Он сам сыграл в театре очень много ролей на сцене, став украшением не только Ленкома, но и всей театральной Москвы.
И конечно, он был феерическим актером кинематографа! Разумеется, мне лично дороже "Тот самый Мюнхгаузен", "Обыкновенное чудо"... Но какие были другие замечательные фильмы с его участием - "Полеты во сне и наяву", "Крейцерова соната"... Он снялся в около 80 фильмах, которые останутся в памяти нашего, теперь можно смело сказать, народа. Янковский был явлением нашей культуры, которое мы будем помнить, пока мы живы, пока крутятся диски, на которых записаны его фильмы, спектакли. Надеюсь, в ближайшее время мы увидим, к счастью, уже записанный на диск спектакль "Женитьба", где он сыграл свою последнюю роль.
Я очень благодарен этому человеку. Страшная горечь и печаль навалилась на театр. Но я верю, что у нас хватит ресурсов, чтобы остаться одним из любимых театров Москвы. Залогом тому многие наши прекрасные артисты: Броневой, Збруев, Маша Миронова... Мы надеемся на лучшее будущее вместе с тем, что оставил нам Олег Янковский...
Леонид Броневой:
- Сейчас трудно говорить. Только что все случилось. Даже не могу собраться с мыслями, чтобы что-то сказать...
Леонид Ярмольник:
- Ничего я не могу сказать. Сам факт того, что Олега нет, он гораздо значительней, чем любые слова.
Сергей Чонишвили:
- Почему-то так сложилось, что уходят люди, на месте которых оказаться не сможет никто.
Анна Большова, актриса театра Ленком:
- Это горе... Какая-то у театра идет тяжелая полоса, уж больно затянувшаяся. Есть общее горе, но для нас это горе очень конкретное. Я не считаю правильной поговорку "Незаменимых нет". Они есть, такие люди... И я уверена, что Олег Иванович был и остается незаменим. Он был моим кумиром с детства.
Такие, как принято говорить сегодня, эксклюзивные люди очень редко встречаются. У Олега Ивановича был колоссальный культурный и профессиональный уровень, и это еще удивительно сочеталось с его внешней красотой.
Из его театральных работ мне особенно нравится "Шут Балакирев", второй акт. Это когда берут твое сердце и просто его сжимают. А какая невероятно легкая ирония, даже самоирония в спектакле Олега Ивановича "Все оплачено"! Здесь весь человек: без масок и прикрас. Эта работа в моем восприятии перекликалась с образом самого Олега Ивановича. Вроде бы человек успешен, даже благополучен во всем, но при этом полное отсутствие кичливости. А последняя премьера - "Женитьба"! Ведь это, в сущности, очень грустный спектакль. Там все без прикрас...
прямая речь
Олег Янковский. Из интервью "Российской Газете":
- С моей точки зрения, не эпоха определяет спектакль. Играется человеческая боль, а она в любые времена остается болью. Поэтому во фраке ли я играю Протасова или в джинсах "Полеты во сне и наяву" - темы приблизительно одинаковые. В роли Петра I Симонова я все равно не переиграю. Но когда понимаешь, что столько веков прошло, а все в России не то, и обращаюсь в спектакле: Господи, помоги нам еще хоть в последний раз вывернуться, то это я, Янковский, говорю. Просто на мне костюм Петра. Но это я как человек к Богу обращаюсь, а не как Петр I - может, он и слов-то таких тогда не говорил. Поэтому невозможно сказать, что дальше, что ближе. Ну что мне до графа Палена из "Бедного, бедного Павла"? Но наша общая боль "убить - и все проблемы решены" - вечная. И Пален, который вроде бы спасение России творил, что он изменил? А что Каховский изменил, стреляя в Милорадовича...
Мне посчастливилось, что время сконструировало героя. Не литератор же его выписывает - время диктует, а человек воспроизводит. Толстой записал историю Протасова, когда пришло его время, а до этого был Печорин, тоже лишний, мучающийся человек. Я, может быть, один из самых счастливых актеров. Но это не моя заслуга - так звезды легли, что выбор пал на меня. У нас были герои, которых олицетворял Рыбников, потом послевоенные годы потребовали романтического героя - Олег Стриженов играл. Потом понадобился интеллектуальный герой - появился Баталов и более изощренный - Смоктуновский. А потом время потребовало ответить: где дети разбросанной по миру интеллигенции, чем они занимаются? И на эту роль появился Олег Янковский...
.
|